Мода сегодняшнего дня взяла совершенно другое направление, нежели до 2015 года. Политические и экономические события, произошедшие за последнее время в стране, подорвали нашу покупательскую способность. И, если последние 15 лет на рынке товаров класса люкс мы наравне с украинцами и казахами лидировали в качестве покупателей, то сегодня ситуация изменилась самым радикальным образом. Топовые дома моды Италии и Франции переориентировались на новых потребителей – Китай, Бразилию, Индию… За примером далеко ходить не нужно: на показе осенне-зимней коллекции Givenchy модели выходили на подиум увешанные клипсами в виде пирсингов в индийском стиле. Еще каких-то пару-тройку лет назад практически вся одежда, которую производили в Италии, имела некий привкус Восточной Европы, население которой отличается любовью и тягой к приукрашиванию себя. Сегодня же мы наблюдаем на подиумах моду, которая априори не предназначена для русского, украинского или казахского покупателя.

Givenchy, осень-зима 2015/2016

На пике волны мода 1980-х годов. Только те 80-е, которые вдохновили дизайнеров на новые коллекции, далеки от нашего восприятия этого десятилетия. В нашей стране 1980-е годы делились на две пятилетки, одна из которых была сопряжена с застоем под предводительством Брежнева, Черненко и Андропова, а вторая пятилетка прошла под знаком перестройки, когда стране было не до моды. Финансово мы были слабы, бутики еще не открылись, журналы мод не появились, тогда как на Западе 80-е годы ХХ века сверкали, искрились и переливались всеми цветами радуги. Поэтому сегодня в моде расширение плечевого пояса, подкладные плечи, синтетические блестящие ткани, кожзаменитель и лаковая кожа, люрекс в трикотаже, темные колготки, апеллирующие к женской сексуальности, а также особенная деталь 80-х – безразмерная одежда, которая не подчеркивает грудь, талию и бедра. Другая особенность 80-х годов – это яркие цвета, которые преподносятся в контрастных сочетаниях: черное и белое, красное и черное, синее и черное, желтое и синее, зеленое и красное…

Loewe, осень-зима 2015/2016

Безусловное лидерство в осенне-зимнем сезоне 2015/2016 можно смело отдать красному цвету в его темном оттенке, который у нас принято называть цветом «марсала» – оттенком сицилийского вина. Говоря простым языком, бордо. Изделия, выполненные в этом достаточно глухом цвете, очень подойдут брюнеткам, шатенкам, рыженьким, но не вполне украсят блондинок. При создании образа дизайнеры предлагают не совсем традиционные решения, а именно total look, когда и водолазка, и брюки, и кейп, и перчатки выполнены в одном оттенке красного цвета.

Carolina Herrera, осень-зима 2015/2016

Другое модное решение, менее экстравагантное, но не менее драматичное – сочетание красного и черного цвета, который в этом сезоне находится также в большом фаворе у создателей мод. Черный цвет будет всегда входить в моду и выходить из нее. Единственным десятилетием, когда черный существенно уступил свои позиции другим цветам, стали 1970-е годы, ведь эстетика хиппи не подразумевала вовсе темных оттенков. В осенне-зимнем сезоне 2015/2016 черная одежда часто микшируется с черными же непрозрачными колготками, а также с аксессуарами черного цвета.

Alexander McQueen, осень-зима 2015/2016

На гребне волны и белый цвет. Весной и летом он выглядит вполне логично и уместно, однако дизайнеры предложили облачиться в белое осенью и зимой без учета климатической действительности нашей страны. Еще одной тенденцией, на которую нельзя не обратить свое пристальное внимание в этом сезоне, стали пастельные тона. В моде очень много оттенков карамели, корицы, а также цвета кэмел, то есть верблюжьей шерсти.

Creatures of the Wind, осень-зима 2015/2016

Если говорить о модной длине юбки, то в этом сезоне мнения дизайнеров разделились – популярны все три длины: мини, миди и макси. Однако мини-юбка должна лишь слегка приоткрывать колени, а не выглядеть как удлиненный пояс. Что касается силуэтов, то в осенне-зимнем сезоне дизайнеры предлагают нам вещи гротескового и гипертрофированного кроя: плечевой пояс больше натурального, рукав также больше меры, огромные пальто, невероятных размеров и конфигураций воротники. Преимущество у пуховиков, которые зрительно прибавляют вес и увеличивают объем. И, несмотря на порой простецкий вид, стоят такие пуховики немалых денег.

Для дам, которые все-таки отдают предпочтение шубам, дизайнеры придумали драное направление в меховом производстве. Меха зимы 2015/2016 – это меха этнического толка, а именно овчина, козлик, лисица, енот… Мех при этом используется только в отделке манжет, капюшона, воротника, в случае создания шубки целиком из меха овчины или лисицы сходства со снежным человеком не избежать. Основная часть шубы должна представлять собой пэчворк из разноцветных кожаных лоскутов или деталей из кожи теленка, что приблизит ее к алеутскому или эскимосскому костюму. Но при ощутимом неприятии в нашей стране народных фольклорных костюмов как таковых я с трудом представляю себе россиянку, которая променяет своего баргузинского соболя на курточку с капюшоном из овчины, выполненную в лоскутной технике.

Tom Ford, осень-зима 2015/2016

Следующий удар, который капитализм нанес по эстетике русской женщины, – это мода на цветного леопарда. Долгое время мы в программе «Модный приговор» умоляли женщин не притрагиваться к вещам с леопардовым орнаментом. Эвелина Хромченко называла этот принт исключительно леопЁрдом. И вот на тебе, пожалуйста, – дизайнеры предлагают модницам носить в этом сезоне синего, лилового, желтого и оранжевого леопарда, сохраненного только в очертаниях пятнышек, но не в природном цвете этого животного.

Max Mara, осень-зима 2015/2016

Продолжая разговор о принтах, модных в осенне-зимнем сезоне 2015/2016, нельзя не отметить популярное сегодня контрастное смешение цветов в геометрическом рисунке, особенно в сочетании черного и белого. Создатели мод предлагают нам полоски и горохи разного диаметра, треугольники, шахматную доску, ромбы. В коллекциях нового сезона всюду геометрический контраст и практически ни одной тягучей природной линии.

Другой модный принт сезона – это гусиная лапка. Настоящий взрыв интереса к такому переплетению ткани случился, конечно же, во времена Кристиана Диора, позже гусиная лапка вернулась в 80-х годах. Я сам в 1986 году приобрел себе во Флоренции дико модный пиджак с этим замечательным орнаментом. Сегодня рисунок, называемый также «принц Уэльский», вернулся в моду в больших объемах и украшает собой не только жакеты и пальто, но также и пуховики, дополнительно простеганные по рисунку.

Мы попросили Александра Васильева прокомментировать несколько образов с показов осень-зима 2015/2016:

Gucci, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Так как нынче в моде этнические меха, многие виды обуви стали отделывать как натуральным, так и искусственным мехом. В частности дизайнеры предлагают всем переобуться в меховые сабо, мокасины и лоферы. Отсутствие задника в перечисленных видах обуви – типично мусульманская тенденция. Всякий раз перед входом в мечеть мусульмане моют ноги, задники они для большего удобства стаптывают, чтобы быстро разуваться. Проблема в том, что меховая обувь совершенно не предназначена для нашей зимы со свойственными ей перепадами температуры – оттепель будет сменяться заморозками, из-за чего шерсть на этих сабо будет намокать, превращаться в колтуны и примерзать к лужам.

Versace, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Красный и черный цвета – это сегодня самое бойкое сочетание, о чем говорят эти ботфорты, выполненные в стиле итальянского Ренессанса, так называемого ми-парти. С одной стороны, они напоминают часть костюма Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, с другой – часть костюма Меркуцио из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ботфорты пользуются популярностью, но дают отсыл к древнейшей женской профессии, потому что искусственный красный лак всегда выглядит вульгарно.

Jonathan Saunders, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Сочетание белого и красного цветов – писк сезона, так же как и футуристические силуэты с геометрическими формами и минимализм. Ботфорты цвета загорелой кожи выглядят, может быть, и эффектно, но они совершенно непригодны для носки, если не оснащены вмонтированной сзади молнией. Редкая женщина захочет тратить время на бесконечное шнурование этих сапожек, чтобы потом потратить еще столько же на расшнурование.

J.W. Anderson, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Бесформенные вещи oversize сегодня очень популярны. Пришли они к нам также из мусульманского мира. Данный образ я бы назвал «Беженка из Сирии». Позволить себе изделия из кожи беженкам не по карману, но в хлопчатобумажных вещах подобного кроя они ходят с большим удовольствием.

Etro, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Пэчворк – одно из самых популярных сегодня направлений. Очень многие модные дома используют лоскутную технику, пришедшую в моду как символ бедности. Пэчворк изначально родился не от роскоши, а от бедности, когда не было ткани, а были только лоскуты. Но, учитывая, что мы сейчас переживаем эпоху очень глубокого экономического кризиса, который не мог не отразиться на моде, пэчворк выглядит вполне уместно и логично.

Vetements, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

Это тоже беглянка, которая второпях надела на себя мужнин вельветовый костюм, по размеру раза в три превышающий ее собственные параметры. Небрежность в одежде, несуразный крой, уничтожение женственности в образе – это тоже тренд, нравится нам или нет.

Stella McCartney, осень-зима 2015/2016

Александр Васильев

Александр Васильев,
историк моды

В большом фаворе в осенне-зимнем сезоне асимметричные вязаные вещи или вкрапления вязки, желательно крупной, в наряд. Мой кризисный совет женщинам, забросившим рукоделие, – вооружитесь снова спицами и крючками и будете самыми модными!