Самые читаемые блогеры ЖЖ и авторитетные колумнисты в новой еженедельной рубрике SUNMAG.

4Kzu36Y1na0

PAPA_KARL0,
топ-блогер ЖЖ

Ко мне в блог постоянно заходят люди из поисковиков по запросам: «Можно ли бить детей?», «Физические наказания детей». Как, Макаренко бил детей? Разберемся.

С одной стороны, официальная педагогика и наши законы прямо запрещают физические наказания. С другой стороны, книга Соломона (которую мало ли кто там писал и переписывал) гласит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», – и этот постулат до сих пор находит немалое число добросовестных последователей.

Я тему родительского рукоприкладства поднимал в блоге часто, и, знаете, многие взрослые люди в комментариях с ностальгией вспоминают, как на них самих это работало:

– Даст мне мамка шлепака, и я шелковая…

– За такие слова мне мигом прилетало по губам, зато я папе благодарен…

– Меня отец драл как сидорову козу – я человеком вырос.

малыш и карлсон

Даже известный детский доктор Комаровский уже в нескольких телеинтервью сказал: «Да, есть такие дети с определенным складом характера, которых может остановить только шлепок».

Еще в этом вопросе колоссальное количество родителей и просто читателей вспоминают пощечину Макаренко, а также табуретку и бранное слово из «Педагогической поэмы». Мало кто действительно читал эти эпизоды, поэтому скажу только, что Антон Семенович был яростным противником физических наказаний. Кто не верит – перечитайте.

Чтоб окончательно закрыть вопрос, я процитирую его «Книгу для родителей»: «...Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей…»

Фрекен Бок

Надеюсь, этот отрывок сократит ряды тех, кто знаком с педагогикой Макаренко лишь понаслышке и считает, что его богатый опыт заключается именно в битье.

Откуда берется это физическое наказание?

Детей ведь колотят не за разбитую чашку, не за двойку, не за описанную кровать. И не за грубость родителям, не за непослушание, не за плохие поступки. Это все можно решить словами.

Битье оказывается проще и, как ни печально, эффективней, когда родителю лень или он устал, или он глуп. Бегает дитя и резвится, а взрослый раздражается на его шум. Шлеп! Настроение ребенку испорчено, зато быстро наступает тишина.

Вот ребенок родился. Его пока никто не бьет. Он растет, ходит, бегает, познает мир и границы дозволенного. В один день случается так, что родитель поленится или искренне будет считать, что это не повредит, или впадет в гнев, – это все само по себе неправильно, и ребенку достанется сначала крик, а скоро и первый удар. И родитель, даже не раскладывая этот момент по полочкам в голове, найдет его вполне удачным и применимым педагогическим опытом. Как говорят психологи, пройдена грань, отношения перешли в новое качество.

Это наша слабость выражается в битье. Накопились эмоции, а на ребенка их слить проще простого. Больше ведь никто по отношению к себе этого не позволит.

Поэтому в вопросе «Бить или не бить?» не может быть решения «Все хорошо в меру». Потому что иной дурак такую свою меру найдет, что уколотит детей насмерть. Ответ тут будет только один. Бить детей нельзя ни в коем случае.