Однажды зашла в книжный. Стою, выбираю между потешками и сказками, как вдруг в магазин залетает румяный мужчина и почти с порога громко спрашивает: «“После трех уже поздно” есть?» Моментально нарисовалась картина, как они с женой, волнительно готовясь к очередному дню рождения ребенка, вдруг осознают всю важность приближающейся даты, а с ней и ужас от того, что так и не прочли эту модную книгу. Ну а дальше – спешат попасть в последний вагон уходящего поезда.

Не знаю, чем у них дело кончилось, но лично у меня есть небольшой опыт с популярным изданием. Одурев от сидения дома, я решила, что пора разнообразить наши с сыном будни. Звоню в бэби-клуб неподалеку, хочу выяснить расписание и стоимость занятий. Девушка на проводе, услышав запрос, с важностью уточняет, читала ли я вышеупомянутый бестселлер. Меня, признаюсь, накрыли и смех, и негодование: можно подумать, мы поступаем в вуз. Следом посыпались бессодержательные комментарии о том, что без книги сложно понять, чем занимаются в их заведении. Разговор не сложился. Ну и ладно. Вообще я, конечно же, в курсе, о чем там речь.

Еще в декрете, помню, паниковала, что не разберусь в тонкостях современной детской психологии: как себя вести, чтобы не навредить тонкой душевной организации ребенка, и как избежать повторения ошибок наших родителей

В результате моего страстного желания быть идеальной мамой курьер привез нам домой добрый десяток нетленок. Полистав то тут, то там, я обнаружила, что беременный мозг не справляется с разнообразием методик, новых слов и фамилий. Гиппенрейтер, Петрановская, Монтессори… Целый мир, который я жаждала познать, но сериалы, диван и все остальные простые радости бытия взяли верх, а обязательство прочтения полезной литературы перекинулось на мужа.

Состояние под названием «с ребенком надо что-то делать» накрывает многих и не всегда от скуки. Пока младенец спит и ест, вопросов не возникает. Но вот он сел, пополз, взял в руку кубик. Что дальше? Пирамидка? Не собирает. Классика? Не реагирует. В современном воздухе витает мораль, что дети впитывают информацию как губки и важно не прозевать их звездный час. Для озадаченных этим вопросом родителей и открываются, как сорняки, так называемые «развивашки». Относительно них споры уже давно идут нешуточные: надо или не надо, рано или поздно, эффективно или нет.

Просто любопытно, откуда возникло безудержное желание растить гениев и зачем ребенку столь ранние навыки? А что же, интересно, посещали в свое время все великие личности нашей планеты?

Наверняка им в детстве не показывали карточки, малышей не заставляли перебирать рис с фасолью для улучшения моторики. Но и не с гениальными людьми та же история.

Сколько вокруг по-своему талантливых, необычных, добившихся результатов единиц – и все родом из обычного, не напичканного умными играми детства. Разница между нами и современными детьми лишь в том, что весь опыт, умения и знакомство с фактурами мы получали прямо на улице. Прикладывали лист к разбитой коленке, ели снег, закапывали фантики под стеклом в землю, разрезали червяков и приносили банки с жуками домой. Сейчас так, конечно, не принято, и, возможно, поэтому живые ощущения целенаправленно заменяются искусственными.

Немаловажен еще такой момент как мода. Современные родители не сидят дома, таскают повсюду за собой детей, спектакли и концерты 0+ уже норма. Ребенок, в принципе, должен что-то посещать. Не в будни, так в выходные обязательно.

Листая ленты социальных сетей и читая мамские сообщества, может показаться, что ваша с чадом жизнь невероятно скучная и серая. Вот одни создали у себя дома монтессори-среду, другие – отчаянно «рисуют» пальчиковыми красками в 8 месяцев, когда на упаковках написано 3+, а кто-то разрывается между океанариумом и имаджинариумом

Признаюсь, и я время от времени размышляю об этом раннем развитии, изучаю новинки, детские развлечения. Но вопрос остается открытым: как все упомянутые современные вещи влияют на способности? Реально ли полезно обучать малыша иностранному языку? Вырастет ли из него талант в монтессори-саду и так ли необходим концерт классической музыки в девять месяцев?

Я смотрю на сына. Как он радуется гудящему пылесосу, звуку железной банки, надувному шарику, проводу или пульту. Как он находит на ковре или обоях какую-то точку и изучает ее. Как он реагирует на яркость светофора, суетливость собаки, мою улыбку, в конце концов. И отчетливо вижу, что делает его довольным. Да, он еще не собирает пирамидку, зато у него есть любимые песни, от которых загораются глаза. И мой вопрос пропадает сам собой. Гораздо важнее раннего развития раннее счастье и любовь. Я иду с ним в парк, проговариваю все, что вижу, смотрю в глаза, меняю интонации, беру на руки. Дальше он пойдет, и ему откроется новый мир возможностей и чудес. Поэтому иногда полезно выдохнуть, стереть из головы всю одновременно важную и ненужную информацию и просто жить, занимаясь не ребенком, а вместе с ним.