По статистике, в нашей стране ранние браки заключаются между ровесниками, а браки «взрослые» – между партнерами с разницей в возрасте в 3–5 лет. И, как несложно догадаться, в пользу мужчины. Исследования на предмет поиска оптимальной для отношений разницы в возрасте расходятся во мнениях. Британские ученые, например, в 2013 году выяснили, что идеальной является разница в четыре года и четыре месяца, и основана она на том, что женщины тяготеют к партнеру, который старше их минимум на 3–6 лет. Таких женщин большинство, в то время как готовых связать себя узами с партнером помладше оказалось... всего 1%. Видимо, британки пока не «просекли фишку» и пока еще не поняли, в чем прелесть молодого бойфренда, поэтому лавры Дженнифер Лопес и Мадонны на личном фронте им пока не близки.

Другое исследование, датированное уже 2014 годом и сделанное Университетом Эмори в США, пришло к выводу, что любая разница в возрасте разрушительна для отношений. Изучив 3 000 пар, которые поженились, а потом быстро развелись, ученые вычислили, что у пар с одним годом разницы риск развода оказался самым низким – всего 3%, а далее этот самый риск возрастал вместе с разницей в возрасте: для 5 лет разницы – 18%, 10 лет – 39%, а 20 и 30 лет – больше 50%. Таким образом, исходя из этого исследования, чем больше разница в возрасте между партнерами, тем меньше у них шансов прожить долго и счастливо. Так почему же мы подсознательно ищем партнера постарше?

Одна из культовых американских писательниц Сьюзен Зонтаг в 1972 году написала: старение гораздо слабее бьет мужчин, чем женщин, и если наложить на это еще и пропаганду молодости, которая заставляет оба пола обороняться против возраста, к стареющим женщинам применяются двойные стандарты с особой строгостью. Иными словами, жена, она всегда должна быть свежей, молодой и красивой, а мужу можно быть, в принципе, любым – и Эштоном Катчером, и Хью Хефнером. Такие роли поддерживает и шоу-бизнес, позволяя мужчине быть секс-символом на обложке какого-нибудь Esquire и в 70 лет, а женщин после 40 подвергая безбожной ретуши на снимках.

Над браками в духе «основатель Playboy и белокурая модель» принято кокетливо хихикать (а между прочим, речь идет о разнице в возрасте в 60 лет!), а над союзом Мадонны и юного бразильца с кубиками на животе – злобно издеваться, приписывая 57-летней (всего-то!) звезде маразм и страсть к извращениям

В Книге рекордов Гиннесса самая большая зафиксированная разница в возрасте – 83 года, и принадлежит этот рекорд парочке из Малайзии. 105-летний прикованный к постели малайзиец Судар Марто женился на своей 22-летней сиделке Эли, чтобы отблагодарить ее за заботу. Все остальные рекорды на тему разницы в возрасте в браке имеют похожие схемы – это, как правило, очень взрослый мужчина и молодая девушка, о которых в момент брака пишут все газеты, а потом резко забывают, и выяснить, как чувствуют себя сейчас эти необычные парочки из разных стран, уже не представляется возможным. Но ясно одно: ударение на присутствие именно взрослого мужчины рядом с молодой девушкой делается в большинстве стран, и бури возмущения это ни у кого не вызывает, за исключением отдельных случаев вроде скандальной чеченской свадьбы между 17-летней девушкой и 46-летним милиционером.

Рациональный выбор партнера более взрослого, как в случае с британками, которые предпочитают мужчину на 3–6 лет старше, так и в случае с другими традиционными культурами, основан на следовании классической патриархальной модели, где мужчина – добытчик, и поэтому лучше, что он старше, а женщина – мать и кормилица, поэтому чем она моложе, тем больше ее репродуктивный потенциал.

Отсюда и статистика разницы в возрасте варьируется от степени консервативности общества: там, где женщину в принципе не хотят видеть не то что на рабочем месте, а даже за рулем автомобиля, браки с большим интервалом – это наиболее удачный, по мнению общества, союз, потому что в нем женщина находится «под крылом», ей не нужно ни о чем заботиться, кроме того чтобы родить побольше детишек и быть достаточно здоровой, чтобы их вскармливать и воспитывать

Впрочем, такую же логику имеет и поиск партнера для женщины, который будет богаче, солиднее, успешнее и образованнее, потому что ей заранее предопределяется в таких отношениях предназначение следовать, дополнять, помогать, иллюстрируя собой почему-то не кажущуюся многим обидной поговорку «За каждым мужчиной, добившимся успеха, стоит любящая его женщина».

Именно поэтому можно сказать, что так называемые браки на равных – это маленькая победа современного либерального общества над традиционным и патриархальным. С тех пор как отношения нынешних семей не закручиваются лишь на продолжении рода (а если и так, то дело обходится максимум одним ребенком), а рынок труда принимает и мужчин, и женщин (правда, последние все еще получают в среднем на 30% меньше), разница в возрасте перестает иметь целесообразное значение. Ведь если вы выходите замуж не за «кошелек» или «папика», а за человека, с которым вам будет просто комфортно по жизни, то важен не возраст, а наличие хорошего воспитания и взрослого адекватного сознания, которые, согласитесь, могут отсутствовать и в 20, и в 65 лет.

В наше время, например, никто не смотрит косо на женщин, которые выбрали себе в мужья мужчину на 2–3 года моложе, потому что эту разницу порой даже и уловить трудно, пока вы не заглянули в чужие паспорта. Будем считать, что мы на правильном пути, так что когда в следующий раз будете загружать Tinder, попробуйте включить в ранг поиска категорию «помладше» и испытайте судьбу, что бы вам там бабули на лавочке ни говорили.